Пиктограммы: человек, части тела человека, атрибуты его жизни
Среди пиктограмм мы видим множество иероглифов, относящиеся к человеку и его атрибутам. Сам (人) «человек» изображён простым и наивным рисунком, напоминающим о «раздвоенной редьке» Шекспира. Другое человеческое изображение, которое стало использоваться в значении «великий», — это (大).
Для «женщины» изначально существовало несколько изображений. Здесь мы видим её лицо в анфас, а здесь - в профиль. Современная форма иероглифа 女 уже сокращена и не даёт лестного представления о своей изначальной красоте.
«Ребёнок», для которого существовали два разных иероглифа, изображался двумя различными способами. Иероглиф (子) изображает ребенка со спеленатыми ногами, в то время как во втором иероглифе (兒), согласно учёным-комментаторам, «видна открытая родничковая часть головы младенца».
(身) «тело человека» отличается заметным животом. Что касается различных частей тела, то они зачастую изображены весьма изобретательно. Например, (目) «глаз», (眉) «бровь», (耳) «ухо» и (口) «рот». Любопытен иероглиф для обозначения специфического продукта рта – 言 («речь, разговор»). Есть также (心) «сердце» и «рука» в различных формах: (手) (сокращённо 扌), и (又), от которых, в свою очередь, возник (廾) «сложенные руки» и (寸) «большой палец». Наконец, можно упомянуть (力) «сила», используемый в значении «сила» (мышцы).
Существует много косвенных свидетельств о развитии цивилизации в древнем Китае. Так, китайцы, будучи трудолюбивыми крестьянами как минимум с середины третьего тысячелетия до н. э., демонстрируют нам простой, но логичный рисунок своего поля 田 (‘поле’), а также размежеванных границ 畺 (‘граница’).
Интересное представление о деревенской общине в древности даёт знак (井), ныне означающий «колодец». В своей древней форме он показывает, как восемь семей образовывали деревню и совместно обрабатывали площадь, находящуюся в середине, для целей налогообложения. Там в середине находился общий колодец.
Также существуют изображения частей дома. В (宀) «крыша» и (广) «крыша» мы видим два различных типа крыш. Судя по иероглифу для слова «дверь [ворота]» 門, древние китайцы использовали складные двери, которые запирались на засов 閂 «засов».
Более роскошный дом, «дворец», имел несколько комнат под крышей (宮). Существование башен подтверждается знаком (京), который позднее получил значение «столица» (сравните Пекин 北京 — «Северная столица»). В качестве защиты от враждебных соседей китайцы умели укреплять свои города, что подтверждается иероглифом (享) «городская стена» (ныне сильно изменён и трансформирован добавлением нового элемента справа - 郭), в котором мы видим городскую стену с башенками, расположенными друг напротив друга. Такая планировка сохранилась до сих пор в типичной форме китайского города или деревни, хотя стены теперь не круглые, а квадратные.
Среди многочисленных изображений древних орудий труда есть много, связанных с военным делом, таких как (弓) «лук» и (矢) «стрела», а так же с изображением орудий мирной деятельности, такие как (刀) «нож», 工 «плотницкий угольник», используемый в значении «работа», и (車) «телега». Здесь также стоит упомянуть 网 «сеть», (兩) «весы с двумя гирями» иероглиф, который используется как в значении «унция», так и в значении «два»; и (貝) «ракушка, ценности, деньги», так как ракушки ранее использовались как валюта.
Дерево представлено в иероглифе очень иллюстративно - (木) «дерево». Если его разрезать вертикально пополам, то с одной стороны получится (爿) «доска, кровать», а с другой стороны (片) «табличка».
В иероглифе (帚) «метла» мы видим руку, держащую этот полезный инструмент.
Чем-то схож с ним и знак (巾) «ткань, платок», а более сложное изображение (帶) «пояс, носить» показывает ткань, свисающую с пояса - место для ношения мелких предметов. Иероглиф «одежда» (衣) нарисован так, чтобы изобразить рукава и юбку.
То, что для изготовления одежды использовались лучшие материалы, подтверждается иероглифом (糸) «шелк», который изображает шелковые коконы и нити. Традиция приписывает изобретение шелководства супруге Хуан-ди, третьего из древнейших императоров.
История создания древнейшей китайской письменности
Пиктограммы: явления природы, животный мир
По материалам книг Б. Карлгрена.