Статьи

修 - самосовершенствование

Иероглиф 修 имеет значения: совершенствовать, приводить в порядок, чинить, украшать и др. Он состоит из 攸 и 彡.

Разберем 攸 подробнее по элементам:

亻= 人 человек

丨 является сокращенной формой от иероглифа 川 поток, который изображает потоки воды и является прямым наследником древней формы 水 вода

攴 изображает руку 又, сжимающую орудие 卜, которое в данном случае может рассматриваться как весло или аналогичный инструмент, пригодный для движения по воде, или палка для прощупывания брода при движении в воде.

Таким образом, обобщая вышесказанное, иероглиф 攸 - это идеограмма, представляющая человека 亻, гребущего 攴 или плывущего по воде 川 (水), или же человека 亻, переходящего реку 川 (水) вброд с помощью прощупывания палкой дна 攴.

В одной из древних форм иероглифа 水 вода заменяет собой 亻 и 丨, сохраняя тот же смысл:

В составе иероглифа 修 присутствует элемент 彡 — украшение или внешний вид волос.

Во многих сочетаниях он имеет смысл украшения, орнамента, узоров, подобных оперению птиц, а также сияние.

Таким образом, иероглиф 修 скрывает в себе стремление к прекрасному 彡 и действие 攸, направленное на его достижение по интенсивности подобное тому, как человек проходит бурную реку вброд с помощью палки, чтобы достичь другого берега. Из этого видно, что 修身 xiūshēn — самосовершенствование, культивация себя, по своей сути является осознанным стремлением и поведением, направленным на обретение прекрасного.

Древние мудрецы полагали, что самосовершенствование заключается в 正心 zhèngxīn — «выпрямлении сердца» и 明德 míngdé — «проявлении добродетели», а также предлагали 修身以道 — «совершенствовать себя в соответствии с Дао». Эти концепции в обобщённом виде можно охарактеризовать как 修身立德, — то есть достижение цели благородных слов и деяний через взращивание добродетели. Очевидно, что 道德 — Дао и Дэ— являются ядром самосовершенствования.