Краткая история развития китайской письменности
Знаете ли вы, какое самое древнее письмо существовало в Китае? На сегодняшний день самым ранним видом китайской письменности считается 甲骨文 цзягувэнь — надписи на костях животных и панцирях черепах. Древние люди вырезали такие знаки, потому что почитали природу и верили в могущество духов. Считалось, что небо, земля и боги обладают таинственной и непостижимой силой, и прежде чем принимать важные решения, нужно было узнать их волю. Особенно часто этим занималась знать династии Шан.
Как проходило гадание? Сначала очищали панцирь черепахи или кость животного, придавали ей нужный размер и тщательно шлифовали. На обратной стороне делали бороздки и сверлили небольшие круглые отверстия. Эти бороздки и отверстия были настолько тонкими, что почти доходили до лицевой стороны, но не проходили насквозь. Затем обработанную пластину передавали специалисту, ответственному за проведение гаданий. В выбранный благоприятный день пластину нагревали, и в местах отверстий появлялись трещины. Эти трещины, называвшиеся卜兆 (знаки предсказаний), интерпретировались жрецами или правителями для определения удачи или беды. Вопросы, задаваемые богам, вырезались на этих пластинах, создавая цзягувэнь — первую известную форму китайского письма.
С развитием цивилизации письменность также эволюционировала. В эпоху династий Шан и Чжоу появились 金文 цзиньвэнь — надписи на бронзовых сосудах. Бронзу тогда называли 金 «цзинь» (золото), отсюда и название. Из-за высокой ценности ритуальных предметов, таких как колокола и треножники, эта письменность получила ещё одно имя — 钟鼎文 чжундинвэнь (надписи на колоколах и треножниках).
В период Весны и Осени и Сражающихся царств (Чуньцю и Чжаньго) каждое княжество стремилось к власти над центральными землями. Постоянные войны препятствовали распространению единого письма, и в каждом княжестве письменные знаки развивались по-своему. Лишь при Цинь Шихуане, первом императоре объединённого Китая, Ли Сы предложил унифицировать письменность. Он взял за основу стиль 大篆 дачжуань (большой устав, большая печать), немного изменил его и создал 小篆 сяочжуань (малый устав, малая печать). Этот переход стал эпохальным событием в истории китайской письменности.
Позже, в эпоху династии Цинь, из-за роста числа административных задач и объёма документооборота появилась необходимость в более простом стиле письма. Так появился 隶书 лишу (канцелярское письмо). Круглые линии сяочжуань были заменены угловатыми, что ускорило процесс написания, но это разрушило первоначальные принципы создания иероглифов. Связь с многими древними формами иероглифов была утрачена.
Со временем лишу уступило место 楷书 кайшу (уставному письму). Иероглиф 楷 «кай» означает «образец» или «модель». Кайшу отличается квадратностью, чёткостью линий и аккуратностью, что сделало его эталоном китайской письменности. Этот стиль сохраняет статус стандартного и до сих пор используется в официальных документах.
Для удобства повседневного письма из кайшу развились 草书 цаошу (скоропись) и 行书 синшу (полускоропись). Цаошу, упрощённая форма лишу, возникла в эпоху Хань и предназначалась для быстрого письма. Синшу — промежуточный стиль между кайшу и цаошу — объединил в себе удобство скорописи и структурированность уставного письма, став популярным в повседневной жизни.
История китайской письменности — это также история китайской культуры и цивилизации. Понимание пути её развития помогает осознать ценность современных иероглифов, которые являются бесценным наследием, переданное нам предками!