Статьи

Иероглиф 教 - учить, обучать, наставлять

Согласно историческим записям, образовательная деятельность в Китае в виде школ существовала со времен династии Ся. Например, в книге Мэнцзы 《孟子•滕文公上》 написано следующее: «При династии Ся школа называлась Сяо (校 jiào), при династии Шан - Сюй (序 xù), а при династии Чжоу - Сян (庠 xiáng)». В то время как название для процесса обучения для всех трех династий было единым - Сюэ 学 xué. Все три династии объединяла концепция обучения Сюэ 学 xué, заключающаяся в просвещении людей.

При существовании школ должны были быть учителя, на которых лежит ответственность за проведение воспитательных и образовательных мероприятий. О священном положении учителей великий литератор династии Тан Хань Юй 韩愈 писал в начале своего сочинения 《师说》 («Учительская речь»): «В древности не было обучения без учителя. Учитель - это тот, кто передает путь, наставляет, а также рассеивает сомнения». Иероглиф 教 jiào (учить, обучать, наставлять) претерпел мало изменений с древнейших времен до наших дней. Его левая сторона первоначально состояла из 爻 и 子, которые позже объединились в 孝, чтобы сделать иероглиф более гармоничным. 子 относится к детям, а 爻 часто интерпретируется как пересечение инь и ян в традиционном мышлении. Однако компонент 乂 в древности означал также число «пять», что подразумевает математический смысл. Правая часть 教 - это 攵, которая в цзягувэнях напоминает руку, держащую небольшой предмет, похожий на палку, произносится как «pū» и означает «наносить удар». Если соединить эти три части и немного пофантазировать, то мы получим: ребенка, который собирается постигать знания, представленные математикой, и учителя, держащего трость.

В сознании древних людей именно из этих компонентов состояло образование: объект обучения, содержание обучения и метод обучения. Конечно, трость, которую держал почтенный учитель, могла иногда использоваться для удара по ладони ученика, но более вероятно, что она играла важную роль в поощрении и сдерживании ученика. Таким образом, в воспитании людей 树人 невозможно отделить процесс обучения 教育 от учителя 教师, который его ведет. Идея обучения 教 заключается в воздействии, побуждающем к развитию. Ответственность учителя заключается в руководстве и правильном наставлении, а задача того, кого воспитывают 树, быть прямым и устремленным вверх, а не перекошенным или согнутым. Обратите внимание на состав иероглифа 树 shù (растить, воспитывать) = 木 дерево + 对(尌) стоять прямо. Ученик как дерево, растущее прямо вверх к Небу под воздействием учителя.