Статьи
Этимология иероглифа 人 – человек
Иероглиф 人, состоящий всего из двух черт, таит в себе бесконечное множество толкований и смыслов. Кто-то говорит, что откидная черта влево - это ян, а откидная вправо – инь. Один инь, один ян – это и есть Дао. Способен познать Дао путь именно человек. Некоторые говорят, что откидная влево - это сам, а откидная вправо - другой, взаимная любовь и взаимопомощь – это семья. Кто-то говорит, что откидная влево - это добродетель , а откидная вправо - талант, а обладающий добродетелью и талантом - это совершенный человек. Еще говорят, что откидная влево - это достоинства, а откидная вправо - недостатки, а недостатки и достоинства присущи каждому человеку. Сколько поэтов и ученых сетовали на сложность человеческого бытия и мимолетность жизни, сколько философов погружались в размышления о том, откуда взялся человек и для чего он нужен?
Иероглиф 人 человек - это пиктограмма. Изображение 人 на гадательных костях выглядит как человек, стоящий боком со свисающими вниз руками, повернувшись влево или вправо (эти два варианта примерно одинаково часто встречаются на раскопанных культурных реликвиях).
В надписях на бронзе (цзиньвэнь) есть два очевидных изменения: во-первых, большинство 人 стоят обращенными налево, а во-вторых, первоначально стоящий прямо человек теперь стоит согнувшись со свисающими вниз руками.
Иероглиф 人 человек в сяочжуань базируется на цзиньвэнь и также изображает вытянутые руки, свисающие вниз с левой стороны. Согласно словарю Сюй Шэня «Шовэнь цзецзы», человек - самое ценное в природе Неба и Земли. Почему так? Этот единственный вопрос повлек за собой возникновение множества философских размышлений о том, в чем же состоит различие между человеком и животным миром? Почему человек пользуется наибольшим почетом среди всех живых существ?
Мэн-цзы полагал, что различие между человеком и животными невелико, ключевым как раз является четыре начала: гуманность 仁, справедливость 義, ритуал 禮, мудрость 智. Гуманность, справедливость, ритуал и мудрость - это данное при рождении подлинное намерение человека. Подлинное намерение именно и есть изначальная природа человека.
Сюнь-цзы хоть и придерживался мнения, что человек склонен к злым поступкам, однако в вопросе различия между людьми и другими животными существами полностью поддерживал точку зрения Мэн-цзы. Сюнь-цзы полагал, что человек более ценен, т.к. обладает более развитым чувством долга и справедливости (义) по сравнению с животными. Человек, придерживающийся принципов справедливости и долга почитаем, в противном случае различия между ним и животным нет.
Человек – это шедевр природы, произведение Неба и Земли, и только лишь после того, как Небо и Земля обретают человека, у них появляется сердце, а человек и есть сердце Неба и Земли. В свою очередь, человек познает себя и обнаруживает, что он по своей природе добр, потому что исток человеческой натуры в изначальной природе Неба и Земли.